Сейчас ваша корзина пуста!
Конструкция седла и из чего оно состоит
Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.
Основа седла
Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).
Современные ленчики бывают нескольких видов:
- Деревянные, изготовленные из цельного массива дерева, часто сочетаются с металлическими гребнями.
- Из клееной древесины. Они менее прочные, чем древесные, зато более легкие и гибкие.
- Металлические.
- Из синтетических материалов (стеклоткань, фиберглас).
У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им – синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.
Внутренняя и внешняя обивка седла
К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории – пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.
Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.
Английское седло в деталях
Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем. У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) – самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.
Спереди седло ограничено невысокой передней лукой, которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой, она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.
Боковые части седла – это крылья. Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.
Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер – металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем. Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.
Под большим крылом спрятаны приструги, обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга – широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад – пристегнуть подперсье. Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.
Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем, которое не дает коже и металлу натирать бока.
Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.
1 — Задний бенфутор 2 — Передний бенфутор 3 — Приструги
1 — Передняя лука
2 — Сиденье
3 — Задняя лука
4 — Подушки
5 – Петля-держатель для заправки конца путлища
6 – Задний бенфутор
7 — Крыло
8 – Передний бенфутор
9 – D-образное кольцо для пристегивания подперсья