Сейчас ваша корзина пуста!
Как собрать лошадь в сбор: 5 основных этапов
Прежде чем задаться целью обучить лошадь сбору, стоит посмотреть, что это рабочее положение является вершиной шкалы тренинга. То есть, сбор невозможен без таких пройденных этапов, как:
- ритм,
- раскрепощение,
- контакт,
- импульс,
- прямолинейность.
Если же лошадь только начинает свою подготовку в любой дисциплине конного спорта, то до положения сбора ей придется пройти путь не в один год упорных тренировок. В каком ключе будут проходить эти занятия, мы постараемся описать ниже.
Работа над ритмом
Правильный ритм – это регулярность шага лошади, с лёгкостью поддерживаемая на любых аллюрах. Не каждая лошадь ритмична от природы: большинство склонно торопиться, лениться или сбиваться. Это происходит в силу экстерьерных недостатков, слабости мышечного корсета, непонимания просьб всадника.
Большинство из этих проблем решают систематические занятия в руках: работа на корде с использованием шамбона или шлеи Пессоа, с особой проработкой сложной, менее растянутой стороны, гимнастирование на кавессоне, который после базового изучения манежных фигур можно заменить на трензельную уздечку, подведение задних ног при помощи таких упражнений как траверс и ранверс.
Также стоит сказать, что на физическую форму лошади благотворно влияет ежедневный выгул в компании сородичей, но в условиях спортивного клуба это не всегда удается реализовать.
Работа над ритмом – это помощь лошади в поиске своей оптимальной скорости, заключающаяся в комбинации сдерживающих и высылающих средств. Однако, следует помнить, что воздействие шенкелем всегда должно идти перед воздействием рукой – даже горячую лошадь стоит приучать к посылу, иначе ее активность всегда будет неконтролируемой.
Если лошадь склонна разгоняться – в езду на ней следует включить большое количество манежных фигур:
- перемен направления,
- вольтов,
- восьмерок,
- полувольтов,
- серпантинов.
Это даст всаднику больший контроль за скоростью и заставит лошадь переключать свое внимание на работу. С чересчур активной лошадью следует уделить внимание нисходящим переходам: из галопа в рысь и шаг, из рыси в шаг и остановку, разучить прямолинейное осаживание.
Если лошадь ленива, раскрыть её ритм помогут занятия на природе. Идеальным местом для тренинга в таком случае будет выступать ровная лесная или полевая дорога: выехав на такую, всадник может полностью сконцентрироваться на движении. Лошадь с низкой активностью следует поощрять за любой подъем в более быстрый аллюр, постепенно увеличивая требования от одного темпа до целой репризы.
Для любой лошади, особенно для склонной сбиваться, лучшей школой ритма будет работа на кавалетти. Разложенные жерди активируют внимательность лошади, учат её делать шаги одинаковой ширины, тренируют мышцы крупа, плеча и поясницы. Расстояние между жердями регулируется в зависимости от параметров лошади, но в среднем составляет 0,9 — 1,2 метра для работы на рыси и 2,7 – 3,6 метра для галопа.
Расслабление лошади
Расслабление — это качество аллюра, описывающее свободно движущуюся лошадь, которая работает всем телом без напряжения и сопротивления. Лошадь находится перед шенкелем, сохраняет желание двигаться вперед на всех аллюрах, управляема и ищет контакта с рукой всадника.
Чтобы добиться проводимости, необходимо сохранить у лошади понимание процесса выездки и доверие средствам управления всадника. Для этого важно понимать принципы оказания и снятия давления. Активный посыл вперёд шенкелем или шпорой происходит ровно до того момента, пока лошадь не ответила, далее нога принимает спокойное рабочее положение у бока лошади и ненавязчиво сопровождает движение. То же самое можно сказать и о воздействии поводом: нажимающее воздействие должно прекращаться, как только лошадь сдаст в затылке и отжует железо.
Тест на то, насколько раскрепощена ваша лошадь: если во время движения вы отдаёте повод, а лошадь вытягивает шею вперед и вниз, восстанавливая контакт с железом, при этом сохраняя ритм и аллюр – значит, данная ступень обучения пройдена.
Стабилизация контакта
Контакт – это не только те моменты, когда лошади подается усиленное воздействие поводом. Это постоянная связь рта лошади с рукой и посылом всадника, целостное движение животного и человека.
Как добиться хорошего контакта?
Он достигается постоянной работой руки всадника в сопровождении шенкеля. Рука не должна быть мертвой, закрепившейся в одном положении – кисть и пальцы постоянно слегка «играют» и делают полуодержки, заставляя лошадь работать ртом, жевать, и не дают ей «закусывать». И на галопе, и на рыси можно слегка навязывать движение, сопровождая отзываниями такт аллюра – например, делая маленький «прыжок» руками на галопе. И помните: чем сильнее вы тянете лошадь за повод, тем сильнее она тянет вас – нечего говорить о противопоставлении максимум ста и в среднем шестисот килограмм.
Контакт устанавливают все боковые движения, принятые в выездке: траверсы, ранверсы, полупируэты, уступки и принимания. Большое разнообразие элементов позволяет выбирать по ситуации, какая сторона нуждается в проработке, и использовать, в зависимости от этого, сгибания в разных отделах корпуса и как внутреннее, так и внешнее постановление, в зависимости от прохождения в тот или иной повод.
Выработка импульса
Вопреки первому впечатлению, понятие «импульс» в выездке никак не соответствует скорости передвижения лошади, а в некоторых случаях является прямым противопоставлением резвой езде.
Импульс — это направленная вперёд энергия, вырабатываемая задними ногами лошади и проходящая через всё её тело вплоть до активно отжевывающего рта. Ключевое слово — «проходящая», в нём заключено множество важных аспектов: в паре всадник-лошадь не должно быть препятствий для циркуляции этой энергии. Такими препятствиями могут являться:
- закрепощенная посадка,
- неправильно подобранная амуниция,
- травмы,
- некорректное применение средств управления.
Движение с импульсом отличается живостью и выразительностью, не идущими в ущерб общей расслабленности и пластичности. Если выразить это с точки зрения биомеханики, то импульсивная лошадь после отрыва от земли совершает продольное, а не вертикальное движение скакательными суставами. На этом этапе оценки легко отсекается являющаяся ошибочной «рысь-плывунец». Всадник во время успешной тренировки должен чувствовать синхронизированность своих движений с движениями спины лошади. Обыкновенно тряские аллюры смягчаются, короткие и плоские приобретают амплитуду, лошадь, что называется, «берет на спину».
Развить импульс — не означает прибавить! Задача берейтора, сохраняя ритм, расширить движения лошади, увеличить захват пространства. Мастера ставят искусство создания импульса так высоко, что советуют приучать к нему лошадь переходами между собранной рысью и пассажем, собранным и пируэтным галопом — настоящая высшая школа!
Выпрямление лошади
Казалось бы, в чём сложность выпрямиться, когда всадником и лошадью пройдены все боковые движения и элементы езды Большого круга? Причин масса: пороки экстерьера, врождённая предрасположенность двигаться в одну сторону легче, чем в другую (по аналогии с левшой и правшой у человека), неравномерная обмускуленность в случае проблем со здоровьем или ошибок, допущенных в тренинге. Всё это приводит к тому, что при движении по прямой лошадь начинает «мотать» из стороны в сторону, а при подъезде к стенке становится очевидным бочение.
Первый путь решения проблемы с выпрямлением — возвращение к работе в руках. Взгляд на вашу работу со стороны, недоступный сверху, помогает определить слабые стороны экстерьера лошади и продумать программу, позволяющую растянуть зажатую сторону и привести в тонус растянутую. Нужный терапевтический эффект достигается за счёт отработки боковых движений и грамотного лонжирования с чётким пониманием, как дозировать нагрузку в легкую и сложную стороны.
Среди конников бытует ошибочное мнение, что регулярные, более продолжительные по времени тренировочные работы с зажатой стороной, облегчают лошади задачу двигаться прямолинейно, но это не так. Приоритет «трудной» стороны в большинстве случаев приводит к болезненности в мышцах, потере мотивации, сильному психологическому стрессу.
С лошадью, пока еще не достигшей прямолинейности, следует начинать работу с тех задач, которые легко разрешимы, а затем плавно переходить к проработке трудностей, не скупясь на похвалу за малейшие успехи. Со временем, окрепнув, лошадь будет всё меньше сопротивляться, меняя сторону работы.
Стоит помнить, что прямолинейность существует при движении по любой траектории, будь то круг, полукруг или диагональ: каждая точка тела лошади должна проходить в одном и том же направлении, будь то нос, поясница или копыто. Поэтому прямолинейность следует отрабатывать на простых манежных фигурах: вольтах, восьмерках и серпантинах.
Готовы к сбору?
Данная статья показывает всю несостоятельность идеи “научиться собирать лошадь за несколько тренировок”. Правильный сбор лошади — вершина пирамиды, отточенной веками практики, и покорение этой вершины — процесс долгий, кропотливый, усеянный взлетами и подводными камнями.
Чтобы представить себе максимальную степень сбора, можно посмотреть пиаффе в исполнении ведущих мировых спортсменов. Вот где присутствуют все ключевые принципы:
- поднятый, но смягченный затылок, являющийся высшей точкой,
- округленная вверх спина,
- подведенный, активно работающий зад, не теряющий природного ритма аллюра.
Не каждый всадник достигнет такого мастерства, но эта картинка — то, к чему необходимо стремиться, проживая каждый темп, сидя в седле. Любой, даже крохотный шаг к вершине — это более сбалансированная лошадь, раскрепощающая свой перед, гармонично развивающаяся, хорошеющая день ото дня. И благодарная вам за отсутствие форсирования и бережное отношение к ее здоровью и психологическому комфорту.