Сейчас ваша корзина пуста!
История седла: от ассирийцев до наших дней
История седла уходит корнями в глубокую древность. Имя того изобретателя, который первым придумал покрыть спину лошади, не сохранилось, но эта идея буквально изменила ход истории. Лошадь и прежде была незаменимым компаньоном в походах, военных и переселенческих, но маневренность всадников была ограниченной, а длительность переходов – незначительной. С изобретением сёдел начался расцвет конницы, а значит новых открытий и завоеваний.
По мнению историков, именно резкие стремительные набеги варварских племен сильно подорвали могущество Римской Империи. Конница нападала и моментально отступала, а римские воины, которые не знали о существовании сёдел, могли преследовать её недолго и только по прямой.
Из глубин древности
Первые упоминания о седле встречаются у ассирийцев. Около 3 тысяч лет назад эти азиатские племена придумали ходить в разведку и преследовать врагов не на громоздких колесницах, а верхом на маневренных лошадях. Уже 2,5 тысячи лет назад они стали стелить на спину животных большую попону или привязывали подобие подушки. Она помогала удерживаться верхом, управлять движением, защищала спину скакунов от потёртостей. В бою такая конструкция была неудобна: всадник сидел, плотно обхватывая конский корпус ногами, и ему передавались все колебания при скачке. Прицелиться из лука было трудно, да и управлять несущейся на полном скаку лошадью и одновременно целиться – задача сложная даже для искусных воинов. Поэтому перед боем ассирийцы спешивались и сражались на земле или передавали поводья пешему помощнику.
Чуть позже, в VIII веке до н.э., к идее попоны пришли скифы (Рис.1). Они в совершенстве овладели искусством управления коленями, поэтому могли вести дальний бой, не спешиваясь. Но при ближнем бое по-прежнему спускались на землю, иначе отдача от удара копьем или мечом могла легко вышибить всадника из седла.
Средневековье
Вновь о сёдлах вспомнили во времена раннего Средневековья, когда на сцене истории появились рыцари. Массивные, закованные в латы наездники на лошадях в металлическом облачении часто не могли сами двигаться. Если такую «консервную банку» вышибали из седла, рыцарь оставался беспомощным, пока не подоспеют оруженосцы и не водрузят его обратно на лошадь. Что самое обидное, падали рыцари не только от вражеских ударов, но и ударив сами, ведь по законам физики сила действия равна силе противодействия. Выход из ситуации нашли, изменив конструкцию сёдел. Их стали делать глубокими с окованной железом деревянной передней лукой и высокой спинкой, доходящей до середины корпуса. Массивная передняя лука прикрывала с боков ноги и бёдра рыцаря и могла доходить до груди, ездок держался левой рукой за скобу на луке, чтобы не вылететь из седла. (Рис.2) Высокая спинка прикрывала промежность и филейную часть, которые для удобства были прикрыты только лёгкой кольчугой. (Рис.3) Дополняли амуницию длинные стремена, так что закованный в латы воин буквально стоял в седле, и выбить его оттуда было сложно (Рис.4).
Вместе с тем, плотно сидящему в седле массивному рыцарю было неудобно атаковать. Хотя высокая конструкция седла была рассчитана на то, чтобы лошадь не мешала использованию оружия, но общий вес снаряженного всадника выдерживали немногие. В битву приходилось брать с собой трёх лошадей (дестриэ) и двух-трёх оруженосцев.
Новое время
Со временем стало понятно, что из рыцарей кавалерию не составишь, и на смену им пришли маневренные воины на удобных сёдлах. Примерно в это время стало понятно, что основное назначение седла – сделать посадку удобной, распределить вес всадника, защитить спину лошади. Примерно в это же время эволюция сёдел пошла по двум параллельным путям развития: азиатскому и европейскому.
Азиатские сёдла – без спинки и передней луки, с короткими стременами. Рассчитаны они на маневренность, быстрые атаки и дальний бой. Всадника было легко выбить из седла, зато он мог привставать на стременах и рубить саблей во всех направлениях.
Европейские сёдла подходили для ближнего боя, их высокая передняя лука и спинка дополнительно прикрывали всадника и обеспечивали плотную посадку (Рис.5). У польских гусар спинка седла доходила до плеч, так что ни выбить их, ни напасть сзади было невозможно. Зато и сам воин был ограничен в движениях и не мог быстро спешиться. Ближе к 19 веку стало понятно, что преимущество за азиатскими сёдлами, и постепенно вся Европа перешла на них.
Современность
В 20 веке кавалерия постепенно отошла на задний план. В России в годы завоевания Средней Азии и после, во время Гражданской войны, мобильные летучие отряды использовались в горах и степях, где много непроходимых склонов или открытых пространств. К началу Второй мировой войны от конницы почти отказались. Так что к концу прошлого века верховые лошади использовались в основном в сельском хозяйстве и спорте.
С развитием конных видов спорта появилась необходимость в лёгких плоских сёдлах, в которых всадник сидел бы с наклоном вперед. Такая поза удобна при прыжках через препятствия, скачках, выездке. За основу новых сёдел взяли английские охотничьи сёдла, которые были популярны в Великобритании в самом начале 18 века. Постепенно английские спортивные сёдла видоизменялись в зависимости от вида спорта, для которого они были предназначены. Сегодня различают более десятка их типов седел: выездковые, конкурные , троеборные, скаковые, пробежные, учебные, дамские, для бегов, для поло, для шоу и другие.
Не так давно в моду вернулись американские ковбойские сёдла. Изначально они были предназначены для работы со скотом, поэтому строение их отличается от привычных нам английских: они больше прилегают к позвоночнику животного, захватывая и область плеча. Благодаря такой конструкции они менее травматичны для мышц спины, лошадь может проводить под ковбойским седлом до 5 часов. В Америке, на родине ковбоев, сёдла различаются по типам в зависимости от задачи владельца: заездить молодую лошадь, поймать бычка, выполнять рутинную работу на ранчо. У нас ковбойские виды спорта пока развиты мало, поэтому сёдла используются в туристических походах или у частных коневладельцев